Памятник «Золотая яблоня»

Gita Avotiņa

Д-р, Латвийский Университет, Стационар Гайльэзерс Рижской Восточной клинической университетской больницы

no-author

Интервью с Kārlis Dobrājs

Художник

pavasaris-2016-klusa-daba

К. Добрайс, «Натюрморт с большой бутылкой»

Художник Карлис Добрайс свой талант реализует в живописи, графике и скульптуре. Родился в Мадонском округе во время Второй мировой войны, но образование в сфере искусства получил в Риге – в средней художественной школе имени Я. Розенталса (сейчас – Рижская Художественная школа имени Яниса Розенталса) и в Государственной академии художеств (сейчас – Латвийская академия художеств). Его работы выставлены в музеях и частных коллекциях в Латвии и других странах мира – России, Украине, Японии, Дании, Франции, Швеции, Греции и США. Мы встретились с художником в его студии в центре Риги.


Как получилось, что искусство стало вашим путем по жизни?

pavasaris-2016-gaismas-pils

К. Добрайс, «Замок Света»

Я начал ходить в школу-семилетку в Гаркалне, в классе было очень мало детей. Первый класс учился вместе с четвертым. Обстановка замечательная… Почувствовал расположение учителей. Но всё изменилось в рижской школе-семилетке №36, где я продолжил обучение. В одном классе нас было более 30 человек. Вокруг стоял шум и нетерпимость.

На первом уроке рисования нам задали нарисовать деревенский пейзаж. Что такое «деревенский», мне было понятно – нарисую капустное поле. А вот слово «пейзаж» я не совсем понимал. Просто рисовал кружочки рядами. По всему листу. Чтобы было похоже на капусту, рисовал листики и корешки, но тут раздался грозный голос учительницы: «Это тетрадь по рисованию или по арифметике? Разве я разрешала рисовать чернилами? Где карандаши, ластик? Разве это пейзаж? Ты что, мальчик, из деревни?» Отвечаю: «Да…» Весь класс смеется. Учительница своим красным карандашом ставит жирную двойку внизу листа, вписывает ее в дневник. Рисовать мне нравилось, но не очень получалось.

Когда одноклассник Агрис пошел на подготовительные курсы в школу Розенталса, однажды я пошел вместе с ним. И так получилось, что на вступительных экзаменах мне повезло, а Агрису – нет. И вот, начиная с 4-го класса, началась моя учеба в искусстве. Вся моя жизнь вдруг наладилась и обрела смысл.


Что помогает вам концентрироваться на работе? Вам нужны какие-­то особенные условия?

Мне, в отличие от моей жены (художница Инта Добрая – прим. ред.), не нужны особые условия. Я могу рисовать, когда вокруг шум, гам, да хоть на привокзальной площади, среди толпы…


pavasaris-2016-uzvara

К. Добрайс, «Победа» (из коллекции Линды Лейиете)

Вы реализовываете свой талант в разных сферах – живопись, графика, скульптура. Какая из этих сфер вам ближе всего?

Вообще я художник. У меня лишь несколько скульптурных работ. Уже много лет работаю над памятником «Золотая яблоня»; уже написал легенду о времени после Второй мировой войны, как посвящение латвийскому народу на столетие государства. Задумано, что памятник будет выкован из меди. С ним я участвовал в конкурсе К. Чаксте, жюри его не оценило, хотя я и получил признание большинства зрителей. Поэтому на уровне проекта хочу его закончить. У меня есть расчет, как это сделать. Если только…


Вы привязываетесь эмоционально к своим работам?

Это еще мягко сказано… Бóльшая часть из них как автобиография – документальные работы о моей жизни, – я разрешаю им уйти в мир, но вот дарить больше не буду.


Наша газета предназначена для пациентов и дает разнообразную информацию о разных заболеваниях костей и суставов, в том числе и об остеоартрите и болях в суставах. Что вы можете рассказать о болях в суставах?

Они мучают меня уже на протяжении многих лет. В 2011 году после персональной выставки «Золотая яблоня» в галерее L государство присвоило мне оплаченную операцию по эндопротезированию бедра, после которой я словно заново родился. До этого много лет ожидал своей очереди, передвигался при помощи трости и костылей. Сейчас больше всего хлопот доставляет боль в колене, из-за которой мне пришлось посещать учреждения по оказанию медицинской помощи.


Часто ли приходится искать помощи из-за боли?

Да. Несколько раз в год. Когда настигнет боль, никогда нельзя предсказать заранее. Когда мне больно, принимаю нестероидные обезболивающие, в результате появляются и другие проблемы со здоровьем.


Повлияли ли боли в суставах на ваш выбор? Например, выбор определенного рода деятельности?

Я художник. Но когда болят суставы и я не могу себе позволить купить медикаменты (даже те, которые частично компенсирует государство), я не могу писать. Становлюсь беспомощным инвалидом. Стараюсь смириться… Обвиняю политиков… Но врачи у нас превосходные. Как тихий протест появилась картина «Замок Света».


Как боль в суставах влияет на вашу повседневную жизнь?

В студии в Риге, на 5-м этаже, без лифта, я нахожусь пять дней в неделю. Каждый день выйти на улицу я не могу. В своей привычной обстановке, если есть лекарства, я могу превозмочь боль, все хозяйственные работы делаю сам, но на улице, в общественном транспорте, даже в магазине иногда происходят опасные ситуации.


Какова ваша последняя, самая большая работа?

Я только что закончил портрет латышского епископа Болеслава Слоскана, который сейчас выставлен в моей студии. В ближайшее время выставлю его на оценку публики. Выдающаяся личность. В 1928 году Болеслав Слоскан был выслан на принудительные работы на Соловецкие острова. Без суда начался путь, полный страданий, в лагерях смерти в Сибири, пытки, принудительные работы, мучительный путь из тюрем на депортацию, но вера его была непоколебима. 8 ноября 2004 года Рим согласился и начал процесс беатификации епископа Слоскана. Выражаю свою благодарность Диане Голубецкой, пр. Анре Мари Еруманим за бескорыстную помощь и консультации!

You may also like...

Leave a Reply

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.